ПОДРОБНО

         

Исторические сведения о РКЦ Прогресс»

АО «РКЦ «Прогресс» занимает лидирующие позиции в сфере разработки, производства и эксплуатации ракет-носителей среднего класса как среди российских, так и среди зарубежных предприятий.

Ракетно-космический центр «Прогресс» – предприятие уникальное. Вся его история – это путь создания совершенно новой техники и непрерывного освоения самых передовых технологий.

Начав в 1894 году с первого в России серийного выпуска велосипедов, московский завод «Дукс» в последующие 15 лет коренным образом поменял свою судьбу и взялся за труднейшее дело – производство первых российских самолетов и дирижаблей. К 1917 году предприятие уже являлось одним из крупнейших авиастроительных центров царской России. «Дукс» изготавливал знаменитые самолеты «Ньюпор», «Моран», «Фарман», «Сопвич», а также дирижабли «Кречет», «Дукс», «Ястреб».

В советские годы Авиационный завод №1 (бывший «Дукс») успешно освоил производство многочисленных экспериментальных и серийных образцов авиационной техники: самолеты-разведчики Р-1, Р-5; истребители И-1, И-15, И-153, МиГ-3. На счету этих самолетов множество мировых рекордов по скорости и высоте полета, золотые медали международных авиационных конкурсов, а также участие в боевых действиях.

Осенью 1941 года начался новый этап в истории развития Государственного авиационного завода № 1. Он был эвакуирован из Москвы в Куйбышев (ныне Самара), где заводчане в невероятно трудных условиях наладили выпуск штурмовиков Ил-2. Первый из них взлетел в небо в декабре 1941 года. В годы Великой Отечественной войны завод внёс значительный вклад в Победу советского народа над фашистской Германией – каждый шестой самолет, воевавший на фронтах Великой Отечественной, был изготовлен в цехах завода № 1.

В послевоенные годы Авиационный завод №1 освоил производство реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17 и реактивных бомбардировщиков Ил-28 и Ту-16.

2 января 1958 года было принято Постановление Совета Министров СССР об организации серийного производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7 на базе Государственного авиационного завода № 1 в г. Куйбышеве. С этой целью главный конструктор ОКБ-1 С.П. Королев направил в Куйбышев своего заместителя Д.И. Козлова, который организовал сначала конструкторский отдел, а позднее филиал №3 ОКБ-1 и стал его руководителем. Авиационный завод №1 под руководством В.Я. Литвинова, не прекращая выпуска самолетов Ту-16, реконструировал производство и освоил выпуск МБР Р-7 в четвертом квартале 1958 года.

17 февраля 1959 года был осуществлен первый запуск МБР Р-7, изготовленной в Куйбышеве. Этот запуск подтвердил технические возможности завода и готовность к принятию на вооружение Советской Армии межконтинентальных баллистических ракет. В 1959 году партия ракет Р-7 была отправлена в ракетные части и поставлена на боевое дежурство, а завод получил право на серийное изготовление изделий по заказу Министерства обороны СССР. Страна получила надежный ядерный щит в тревожные годы «холодной войны».

Триумфом ракетно-космической промышленности страны явился первый в мире пилотируемый космический полет Ю.А. Гагарина. Первая и вторая ступени «гагаринской» ракеты были изготовлены на авиационном заводе № 1. С 1961 года по настоящее время все запуски отечественных пилотируемых космических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства.

На базе легендарной ракеты Р-7 была разработана серия трехступенчатых ракет-носителей среднего класса «Союз» с добавлением блока 3-й ступени. Значительной модернизации ракета-носитель подверглась в 1973 году, получив название «Союз-У». Дальнейшими модификациями ракеты-носителя «Союз-У» являются ракеты-носители «Союз-ФГ», «Союз-2-1а», «Союз-2-1б», «Союз-СТ» (для Гвианского космического центра).

Ракеты-носители «Союз-У», «Союз-ФГ» и «Союз-2» являются базовыми в российской системе средств выведения. На их долю приходится основной объем запусков космических аппаратов в рамках Федеральной космической программы и международного сотрудничества в области космоса. В настоящее время ракеты-носители «Союз-ФГ» являются единственным в мире средством выведения пилотируемых космических кораблей по программе работы Международной космической станции. Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракет-носителей «Союз-У» и «Союз-ФГ» - 0,985. Это самый высокий показатель надежности среди ракетной техники в мире.

В 1962-1991 годах предприятие участвовало в таких масштабных космических проектах, как создание «лунного» комплекса Н1-Л3 и многоразовой космической системы «Энергия-Буран» и приобрело колоссальный проектно-конструкторский и производственный опыт.

С начала 1960-х годов филиал №3 ОКБ-1 (с 1974 года ЦСКБ) и завод «Прогресс» занимались разработкой и производством космических аппаратов различного назначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс», «Бион», «Фотон» и других.

В АО «РКЦ «Прогресс» разработано и сдано в эксплуатацию более 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов космических аппаратов различного назначения.

На 1 января 2017 года АО «РКЦ «Прогресс» осуществлено 1867 пусков ракет-носителей. Самарские ракеты сегодня запускаются с космодромов «Байконур», «Плесецк», из Гвианского космического центра. А в апреле 2016 года с космодрома «Восточный» осуществлен первый пуск ракеты-носителя «Союз-2-1а» с блоком выведения «Волга» и тремя малыми космическими аппаратами. Это четвертый космодром, с которого стартовала самарская ракета.

image description