ПОДРОБНО

         

60 лет назад принято решение об организации серийного производства ракет-носителей в Самаре

29 декабря 2017

2 января 1958 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 2-1 «Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина Куйбышевского Совета народного хозяйства». 8К71 ‑ это знаменитая ракета Р-7 («семерка»), разработанная в ОКБ-1 под руководством С.П. Королева.

Предприятию предписывалось уже в IV квартале 1958 года выпустить не менее трех летных изделий, не прекращая при этом выпуск самолетов Ту-16.

На Государственный авиационный завод № 1 выбор пал неслучайно. На протяжении всей своей истории он был ведущим в авиапромышленности. К 1957 году коллективом предприятия было освоено серийное производство нескольких десятков образцов новейшей авиационной техники. Среди них самолеты конструкции Поликарпова: Р-1, Р-5, И-15, И-153; Микояна и Гуревича: МиГ-1, МиГ-3 и другие. В годы Великой Отечественной войны завод в сжатые сроки наладил массовый выпуск штурмовиков Ил-2 и Ил-10, а в послевоенный период быстро освоил производство первых отечественных реактивных истребителей МиГ-9. С 1953 года предприятие производило сложнейшие стратегические бомбардировщики Ту-16. Таким образом, завод имел богатый опыт технического и технологического перевооружения.

 

Масштабная реконструкция предприятия для серийного производства ракетной техники осуществлялась под руководством заместителя главного конструктора ОКБ-1 Д.И. Козлова, директора завода В.Я. Литвинова и главного инженера Г.А. Проценко. Благодаря самоотверженному труду коллектива предприятия задание Правительства было выполнено в срок. В конце декабря 1958 года были собраны, проверены и подготовлены к отправке на полигон Тюра-Там (ныне космодром «Байконур») три ракеты Р-7. Пуск первой серийной «семерки» состоялся 17 февраля 1959 года.

Созданные на базе легендарной «семёрки» современные ракеты-носители типа «Союз» разработки и производства самарского ракетно-космического центра «Прогресс», по сей день остаются самым надёжным и экономичным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых космических кораблей, а также большинства отечественных и многих зарубежных космических аппаратов.