ПОДРОБНО

         

Государственный авиационный завод № 1 (ныне РКЦ «Прогресс») в годы Великой Отечественной войны.

08 мая 2022
  • В цехе сборки штурмовиков Ил-2, 1943 г.
  • Клёпка крыла самолета Ил-2, 1943 г.
  • Доска «боевых» показателей членов фронтовых комсомольских бригад сборочн...
  • Члены фронтовых молодежных бригад у штурмовика Ил-2

Государственный авиационный завод № 1 был эвакуирован из Москвы в Куйбышев (ныне Самара) в октябре 1941 года. Основная часть оборудования была демонтирована и доставлена на новую площадку всего за 10 дней. Директором завода в то время был Анатолий Тихонович Третьяков. Непосредственно эвакуацией руководил главный инженер Виктор Яковлевич Литвинов. На новом месте рабочих расселяли в землянках и бараках, в которых до них жили заключенные, работавшие на строительстве завода.

На момент прибытия заводчан на куйбышевскую площадку полностью достроенным был только один корпус, остальные стояли без крыш. Не было отопления, электричества, воды, отсутствовали столовые и медпункты. Но строительство продолжалось ускоренными темпами. Рабочим и инженерам предстояло в короткие сроки продолжить выпуск истребителей МиГ-3 и освоить производство штурмовиков Ил-2.

Зима 1941-1942 гг. выдалась суровой. В цехах вырывали ямы, в них накладывали дрова, поливали мазутом и зажигали. Рабочие из цехов никуда не уходили, грелись у костров. В прямом смысле слова «жили на заводе». 10 декабря 1941 года заводчане выпустили на новой площадке свой первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. Через несколько дней было выпущено 27 таких машин. Но 18 декабря 1941 года на завод пришла грозная телеграмма от Сталина:

«Директору завода № 18 Шенкману. Копия директору завода № 1 Третьякову

Вы подвели нашу страну и нашу Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в день, а Третьяков дает МиГ-3 по одной-две штуки. Это насмешка над страной, над Красной Армией. Нам нужны не МиГи, а Ил-2. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю в последний раз. И.В.Сталин».

Эта телеграмма была зачитана во всех цехах завода. Люди понимали, что от них требуют предельных усилий. Предприятие полностью перестраивалось на выпуск штурмовиков. Люди работали по 16-18 часов в смену, спали прямо в цехах на лежанках, сделанных из фанеры и досок возле труб отопления. Утром вставали к станкам и выполняли по две, пять и даже десять сменных норм.

В 1942 году на заводе началось соревнование фронтовых бригад под лозунгом: «Быть достойными своих братьев, сражающихся на фронтах Отечественной войны!» В 1943 году комсомольцы предприятия изготовили сверх плана эскадрилью Ил-2 в честь 25-й годовщины ВЛКСМ. Самолеты этой эскадрильи носили имена героев-комсомольцев: Зои Космодемьянской, Олега Кошевого, Лизы Чайкиной, Николая Гастелло и других.

С самого начала работы Государственного авиационного завода №1 на новой площадке очень не хватало рабочих рук. Вместо ушедших на фронт мужчин за станки встали женщины и подростки. Новичков учили основам профессии, потом направляли в стахановские школы, организованные в каждом цехе. Здесь их обучали передовым приемам труда, учили перекрывать производственные нормы. К концу 1943 года на авиационном заводе № 1 была внедрена новая система конвейерного производства. Завод стал выпускать по 16 штурмовиков Ил-2 в сутки.

Благодаря трудовому энтузиазму и отлаженной системе производства в 1944 году под руководством нового директора Виктора Яковлевича Литвинова заводчанам удалось всего за месяц освоить выпуск новой модификации – штурмовика Ил-10. Именно этот самолет фашисты прозвали «черная смерть».

Вклад заводчан в Победу над фашистскими захватчиками значителен! Каждый шестой самолет на фронтах Великой Отечественной войны был изготовлен руками работников Государственного авиационного завода № 1. В общей сложности в 1941-1945 гг. предприятием отправлено на фронт более трех тысяч истребителей МиГ-3, 11768 штурмовиков Ил-2 и 1225 штурмовиков Ил-10.

За годы войны из цехов предприятия на фронт ушли почти три тысячи заводчан, более двухсот из них – не вернулись. Семеро из них стали Героями Советского Союза: Артамонов Виктор Дмитриевич, Артюх Александр Андреевич, Билюкин Александр Дмитриевич, Габрусев Алексей Константинович, Годовиков Алексей Николаевич, Гражданинов Павел Андреевич, Латышев Владимир Александрович.

Самый молодой участник Великой Отечественной войны из числа работников Государственного авиационного завода № 1 Виктор Дмитриевич Черняев. Его зачислили добровольцем в отряд особого назначения, Виктор воевал в составе партизанского отряда в Брянских лесах. В бою с немецкими захватчиками комсомолец Черняев погиб смертью героя. Он не дожил пять дней до своего семнадцатилетия и был награждён орденом Красного Знамени (посмертно).

В июле 1945 года за производство авиационной техники в годы Великой Отечественной войны Государственный авиационный завод № 1 был награжден Орденом Красного Знамени. В 1942-1945 годы предприятие 26 раз завоевывало переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, и решением Правительства оно было передано заводу на вечное хранение.

В музее истории РКЦ «Прогресс» представлена экспозиция в память о подвиге заводчан на фронте и в тылу. На производственных корпусах предприятия размещены памятные доски в честь героев!