Наш вклад в Победу
08 мая 20209 мая 2020 г. отмечается 75-летие Великой Победы. В этот день мы отдаем дань уважения поколению победителей – кто прошел фронтовыми дорогами и защитил независимость нашей страны и кто нес трудовую вахту на производстве, изготавливая боевую технику для сражений с фашистскими захватчиками, терпел лишения во имя Победы.
Государственный авиационный завод № 1 (ныне АО «РКЦ «Прогресс») внес огромный вклад в победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.
С началом Великой Отечественной войны на Государственном авиационном заводе № 1 продолжалось серийное производство истребителей МиГ-3 в тяжелых условиях военного времени, но выпуск самолетов не прекращался и во время бомбежек. Работа шла круглосуточно, и в августе 1941 года предприятию удалось довести выпуск до требуемых 20 машин в сутки.
Правительство приняло решение организовать на Государственном авиационном заводе № 1 производство самолетов Ил-2. На московской площадке не удалось приступить к изготовлению нового изделия. В октябре 1941 года ГАЗ № 1 был эвакуирован в г. Куйбышев. Не хватало рабочих рук – многие рабочие, технологи и инженеры ушли добровольцами на фронт.
Коллектив завода сумел за два месяца перевести предприятие на серийный выпуск Ил-2. Первый штурмовик совершил полет 31 декабря 1941 года.
Весной 1942 года завод выпускал до 5-6 машин Ил-2 в сутки. Но фронт требовал гораздо больше самолетов. В начале 1943 года инициативной группой инженеров и технологов под руководством главного инженера В.Я. Литвинова (с 1944 года – директор завода) на предприятии был разработан и внедрен новый метод поточного производства – стендовая сборка. В результате производительность возросла до 15-16 штурмовиков в день.
В конце 1943 года заводом было освоено производство самолетов Ил-2 с металлическими крыльями.
В 1944 году завод приступил к серийному производству новых штурмовиков Ил-10.
В годы войны поточный выпуск боевых машин на ГАЗ № 1 дал Красной Армии 11863 штурмовиков Ил-2 и 1225 Ил-10.
История РКЦ «Прогресс» в годы Великой Отечественной войны – это, в первую очередь, люди.
Мы всегда будем помнить имена директора завода №1 А. Т. Третьякова, главного инженера нашего предприятия в годы Великой Отечественной войны В. Я. Литвинова, которые эвакуировали завод из Москвы на Волгу в экстремально сжатые сроки. Генеральный конструктор, основатель ЦСКБ Д. И. Козлов – в то время боец народного ополчения и защитник блокадного Ленинграда.
Отдаем дань уважения участникам «фронтовых бригад», которые перевыполняли норму выработки деталей и сборок на 200-300 и более процентов.
Всего за годы войны ушли на фронт с заводской площадки 2767 человек.
Семеро, ранее работавших на Государственном авиационном заводе № 1 и вступивших в ряды Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза:
- Артамонов Виктор Дмитриевич,
- Артюх Александр Андреевич,
- Билюкин Александр Дмитриевич,
- Габрусев Алексей Константинович,
- Годовиков Алексей Николаевич,
- Гражданинов Павел Андреевич,
- Латышев Владимир Александрович.
Самый молодой участник Великой Отечественной войны из числа работников Государственного авиационного завода № 1 Виктор Дмитриевич Черняев награжден орденом Красного Знамени.