ПОДРОБНО

         

Интервью А.Н. Кирилина Журналу "Первый", апрель 2013

14 января 2014

Ракеты будущего – уже в планшетах

Когда Роскосмос закрыл программу разработки ракеты нового поколения «Русь-М», многим показалось, что у «ЦСКБ-Прогресс» больше нет будущего. На ту же мысль наталкивали и разговоры о возможном слиянии самарского ракетно-космического центра со столичным центром имени М.В. Хруничева. Однако на самом деле у самарского лидера космической отрасли есть и новые прорывные проекты, и долгосрочные перспективы – об этом «Первому» рассказал

генеральный директор «ЦСКБ-Прогресс» Александр Кирилин.

Переходный период

- Прошлый год был непростым для космической отрасли в России, в том числе и для «ЦСКБ-Прогресс». В то же время были и успехи. Как бы вы оценили итоги 2012 года для вашего предприятия?

- Я бы охарактеризовал прошлый год как переходный. Сейчас поясню. В 2011 году мы обеспечили 19 пусковых кампаний – однако, как вы знаете, были две аварийные ситуации. А в 2012 году мы провели меньше пусков – 14.

- Почему?

- Это связано, прежде всего, с готовностью космических аппаратов, в том числе наших. Например, возникли замечания по звездным датчикам, которые нам поставляют наши подрядчики, – пришлось их снимать и отправлять на доработку, из-за этого были перенесены запуски «Ресурса-П» и аппарата для Минобороны. Запуск «Биона» передвинули на весну 2013 года, чтобы работать с животными в теплых условиях, по двум «ГЛОНАССам» заказчик сам решил отложить пополнение группировки, которая работает нормально. Вот так ряд пусковых кампаний был перенесен на этот год. Но главное – после серии неудач требования к производителям стали на уровень выше. Поэтому я и говорю о переходном периоде, который должен дать свои результаты. В 2013 году планируется 26 пусковых кампаний, в т.ч. 13 – с Байконура, четыре – из Гвианского космического центра, остальные – с Плесецка. Это напряженнейшая программа, из которой две пусковые кампании мы уже обеспечили.

- Как меняется спрос на пусковые услуги?

- Европейцы просят поддержать ритм из 3-4 пусковых кампаний в год. Это стабильный спрос. На недавнем административном совете «Старсема» (российско-французское АО, оператор РН «Союз» на европейском рынке. – Прим. ред.) разбирали планы на ближайшие годы. На этот год определены все полезные нагрузки, по следующему году тоже нарабатывается программа из 3-4 кампаний, и такой ритм должен быть выдержан далее.

Инвестиции в собственное будущее

- Губернатор Самарской области Николай Меркушкин в своем послании призвал всех руководителей трезво оценить положение дел, чтобы сделать правильные выводы и двигаться вперед. Наш регион всегда славился мощной промышленностью, но за последние годы растерял былые показатели. В какой степени это касается космической отрасли?

- В своем послании губернатор сформулировал задачи, которые необходимо воплотить в жизнь. Безусловно, чтобы успешно развиваться, необходимо всегда понимать, где ты находишься, и правильно определять приоритеты. Что касается нашего предприятия, то мы свои позиции не утратили, а даже улучшили. Например, по итогам 2012 года объем реализации продукции и услуг у нас вырос на 8,9% –это один из лучших показателей по России. А производительность труда на предприятии выросла на 12%. Это серьезные показатели. Также губернатор говорил о том, что нам нужны новые разработки, позволяющие успешно конкурировать на рынке. Вы знаете, что объемный хороший проект носителя «Русь-М» по решению государства был остановлен. Тем не менее, сейчас предприятие в качестве собственного инициативного проекта ведет разработку

нового современного носителя среднего класса – так называемый «Союз-5». Сейчас мы с этим проектом вошли в программу НИР Роскосмоса «Магистраль» и в текущем году эту работу должны «защитить». Проект примечателен тем, что в составетоплива здесь применяется сжиженный природный газ.

- Это проект на платформе той же «семерки» или на новой?

- Нет, это абсолютно новая схема – двухступенчатый носитель с двумя боковыми блоками. Кроме этого проекта, Центр «ЦСКБ-Прогресс», который был головным предприятием по изготовлению блоков и окончательной сборке ракеты «Энергия», не оставляет идею создания сверхтяжелого носителя, тоже на инициативной основе. И сейчас мы готовы уже в апреле предложить Роскосмосу вариант 70-тонного носителя. В ближайшее время результаты этой серьезной работы будут озвучены. Это по ракетной тематике. Что касается космических аппаратов, «ЦСКБ-Прогресс» является одним из ведущих предприятий по производству космических аппаратов

дистанционного зондирования Земли высокого разрешения, и почти два года коллектив КБ работал над инициативным проектом по созданию аппарата наблюдения с радиолокационной аппаратурой высокого разрешения. Сегодня в России такого аппарата нет. К моменту объявления

Роскосмосом конкурса по теме «Обзор-Р» предприятие уже имело свои наработки. Мы выиграли этот конкурс и сейчас на пути к созданию принципиально нового космического аппарата. Это ниша, которую мы раньше никогда не занимали. А уже в середине 2015 года (заметьте, какой

короткий срок!) предприятие должно обеспечить запуск первого летного аппарата.

- Когда вы говорите об инициативных проектах, это значит, что разрабатываете их без заказа, на собственные средства?

- Совершенно верно. Например, пока проект «Союз-5» не вошел в программу НИР «Магистраль», мы вели его разработку на средства предприятия, заработанные в виде прибыли. И «Обзор-Р» разрабатывали так же. Кстати, легкий носитель «Союз-2-1в» был создан на долевой основе с Министерством обороны. Весь проект был оценен в 2,5 млрд рублей: 1,5 млрд внесло министерство, 1 млрд – «ЦСКБ-Прогресс». А в составе этого же комплекса есть разгонный блок «Волга». Он тоже был разработан и изготовлен полностью на средства предприятия. Ракета-носитель «Союз-2-1в» выводит полезные нагрузки на орбиту высотой 200-300 км, а «Волга» позволяет выводить на высоту до 1500 км. Сегодня разгонный блок находится на

космодроме Плесецк для летных испытаний в составе первой пусковой кампании

«Союза-2-1в». Таких примеров немало. Это серьезные деньги, которые «ЦСКБ-

Прогресс» вкладывает в перспективные проекты, понимая, что за ними – будущее

предприятия, его развитие завтра и послезавтра.

- Кстати, когда ожидается первый полет легкой ракеты «Союз-2-1в»?

- В прошлом году мы потерпели неудачу при проведении огневых стендовых испытаний (ОСИ-1), была допущена техническая ошибка. Но восстановили блок, сегодня он уже находится на стен-

де, и 11 апреля мы должны обеспечить ОСИ-2.

- Что это такое? Работа первой ступени?

- Да. Из-за этого был перенесен запуск, но в этом году мы должны компенсировать упущенное и обеспечить две пусковые кампании «Союза-2-1в». Первый запуск должен состояться летом.

Не только космос

- Среди ваших инициативных проектов есть не только космические. Как обстоят дела с проектом легкого самолета «Рысачок»?

- Мы сегодня ведем работу по сертификации этого судна. Два летных и один статический экземпляр находятся в Москве на сертификационных испытаниях. Второй статический экземпляр, для подтверждения всех характеристик, мы буквально на днях отправляем в ЦАГИ. И рассчитываем, что в 2013 году (максимум в 2014-м) мы проведем сертификацию. Потребность в этом виде воздушного судна есть, мы ее знаем. Но маркетинг рынка говорит о том, что серьезное энерговооружение самолета (два двигателя, расход топлива) требует поискать решение по количеству мест. Уже в апреле мы создадим документацию на 16-местный «Рысачок» (сейчас он 10-местный). И в следующем году, по завершении сертификации, мы будем готовы предлагать потенциальным потребителям и 10-местный, и 16-местный самолет. А сертификационные испытания ведем с учетом того, чтобы их результаты распространялись и на 16-местную версию

- Кто его будет закупать и планируется ли серийное производство?

- Мы сегодня располагаем производством, обеспечивающим 6-10 самолетов в год. Этого, конечно, недостаточно: по нашей оценке, в ближайшие три-четыре года нужно 200 самолетов, а до 2020 года – до 400. Такой маркетинг проведен. Региональным компаниям понадобятся самолеты этого типа, особенно Дальнему Востоку, Сибири. Не говоря уже об МЧС, Минобороны, даже почтовой службе. Летным училищам –это однозначно. Потому что одно из достоинств этого самолета – современная авионика, и будущие пилоты могут учиться сразу на технике, стоящей на современных лайнерах.

- А сколько нужно выпускать самолетов, чтобы производство окупалось?

- От 10 в год. Конечно, мы будем выстраивать кооперацию для его производства, думаю, с «Авиакором» найдем понимание. Будем привлекать и Нижний Новгород, Ульяновск, Омск. Потому что проект масштабный, необходимо развивать мощности, но те задачи, которые у нас есть по космосу, нас в этом направлении несколько ограничивают. Так вырисовывается направление главного удара

- Если говорить о промышленности Самарской области в целом, то на первом плане оказываются две фундаментальные проблемы: необходимость обновления мощностей с выходом на современные технологии и связанная с этим проблема перевода предприятий на инновационный путь развития. Об этом также говорил Николай Меркушкин в послании. У вашего предприятия в этом смысле более благополучная ситуация, и тем не менее: какие у вас планы и возможности относительно модернизации производства?

- Это хороший вопрос. Обновление ведь нужно не ради обновления, а для продукта, который будет производиться на этом оборудовании. Поэтому, конечно, на каждом предприятии должен быть инновационный план, перечень проектов, на которых оно строит свое будущее. Что касается «ЦСКБ-Прогресс», то только в 2012 г. было приобретено 72 единицы новейшего оборудования. Сегодня в планах – организовать на нем круглосуточную работу, ведь современное высокопроизводительное оборудование должно давать отдачу. Также в этом году продолжаются работы по реконструкции, техническому перевооружению, обновлению станочного парка. На эти цели отводится 1,5 млрд рублей, причем 500 млн – это средства предприятия, заработанные в виде прибыли, а миллиард – это государственные капиталовложения. Т.е. мы работаем с проектами, прошедшими госэкспертизу, которые подразумевают софинансирование со стороны предприятия. Конечно, на «ЦСКБ-Прогресс» сегодня не такая блестящая обстановка, как хотелось бы, хотя за последние годы ситуация улучшилась. Сегодня оборудование со сроком эксплуатации до 10 лет составляет чуть более 20%. В планах – повысить этот показатель до 30-35% к 2020 году.

- Обновление оборудования, видимо, связано, в основном, с производством «Союза-2»? Когда вы полностью перейдете на носители этого поколения?

- На сегодняшний момент завершены летно-конструкторские испытания «Союза-2-1а», и сейчас оформляются документы на его передачу в серийную эксплуатацию. Испытания «Союза-2-1б» завершим в середине этого года и до конца 2013 года подготовим все документы о передаче в эксплуатацию и этого носителя. Что касается «Союза-2-1в», то в ближайшее время будет заключен контракт с Министерством обороны на проведение летно-конструкторских испытаний в объеме пяти пусковых кампаний.

- Когда будут готовы производственные мощности, способные обеспечить необходимый объем производства «Союзов-2»?

- В 2014 году мы собираемся ввести в строй новые производственные площади – 18 тыс. кв. м, выкупленные у завода «Авиакор». Они будут уже с новыми технологиями и новым оснащением – именно под «Союз-2». Тогда будут полностью сформированы производственные мощности под этот носитель, рассчитанные на выпуск до 20 носителей в год. Т.е. с 2014 по 2015 год всю пусковую программу мы сможем обеспечить ракетами нового поколения.

- За счет чего вы обеспечиваете приток инноваций? Ведь для вашего предприятия это особенно важно – где взять новые решения.

- У предприятия высокий научно-технический потенциал: почти 100 кандидатов и докторов наук, около 170 человек обучается в аспирантуре, и мы это поддерживаем, финансируем. И конечно, работаем в союзе с научной школой, участвуем в конференциях, изучаем рынок и тенденции развития мировой космической техники, определяем место, нишу для применения наших возможностей. Таким образом вырисовывается «направление главного удара». Мы понимаем, что «ЦСКБ-Прогресс» был и должен остаться головным предприятием по средствам выведения, а также по средствам дистанционного зондирования Земли. Отсюда и все те новшества, которые мы пытаемся реализовать. Поэтому и все современные аппараты, которые предприятие создает, стараемся делать выше мирового уровня.

- В какой мере вы можете опираться на научную базу наших вузов, исследовательских институтов?

- Это важнейшая часть нашей работы, мы серьезно работаем со СГАУ, СамГТУ, ПГУТИ, ЦНИИМАШ, НПО «Техномаш», Институтом прикладной математики им. Келдыша и другими институтами. Не так давно «ЦСКБ-Прогресс» вместе со СГАУ выиграл конкурс по созданию малых космических аппаратов и уже приступил к этой работе. На сегодняшний день мы планируем создание НИИ космического машиностроения на базе СГАУ, где будет организовано производство малых космических аппаратов.

Проект объединения рассматривается

- Что можно сказать сегодня о проекте слияния «ЦСКБ -Прогресс» с ГКНПЦ им. М.В. Хруничева? Об этом много говорят...

- Вы знаете, что «ЦСКБ-Прогресс» в этом году акционируется. А Центр им.М.В. Хруничева пока еще остается ФГУПом, и сегодня только верстается проект его последующего акционирования. Объединение если и будет происходить, то не в форме слияния, а в форме передачи двух предприятий под начало единой управляющей компании. Вот такой проект сегодня в недрах Роскосмоса подготовлен, но он еще не утвержден и только рассматривается.

- Известно ли, какой тяжелый носитель будет эксплуатироваться с Восточного? «Ангара»?

- Конечно, это вопрос не ко мне, а к Роскосмосу. Насколько мне известно, рассматривается возможность использования «Ангары», но, как говорят, пусть она сначала залетает. А что касается Восточного, то та укрупненная структура, о которой я сказал, подразумевает наши совместные усилия в создании тяжелого и сверхтяжелого носителей. Безусловно, одному предприятию поднять такой проект, как создание сверхтяжелого носителя, невозможно. Даже в советские времена, как вы знаете, когда создавалась «Энергия», на нее работал весь Советский Союз. Понятно одно: чтобы обеспечить миссии к Луне, Марсу и Венере, должны быть два носителя: 70-тонный и 130-тонный. И все предприятия (не только мы) занимаются этими проектами: и РКК «Энергия», и Центр им. М.В.Хруничева. А задача руководства отрасли – чтобы проект был стоящий и, конечно, с участием всех предприятий.

image description